Драгоценная мудрости россыпь истинное осторожность еврипид. Россыпи народной мудрости

Драгоценная мудрости россыпь истинное осторожность еврипид. Россыпи народной мудрости

Автомобили

Воинский долг

Пословицы, поговорки

Задание 3. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.


Наш семейный кодекс



  1. ___________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________

Задание 4. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает особенности жизни в России того времени.
«В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Черный хлеб любят больше белого.

Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».

Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего».
Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы.


  1. Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

  2. Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?

  3. Как вам кажется, хорошо ли это?

Урок 4. Особенности морали.
Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет

Задание 2. Внимательно прочитай текст, определи нормы морали, которые нарушил Анатолий и подчеркни их.

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь, домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Реши кроссворд. При правильном решении в выделенных клетках должно получиться слово, объединяющее два последних урока.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Смелость, отвага.

  2. Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям.

  3. Боязнь всего; черта, противоположная мужеству.

  4. Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям

  5. Измена.

  6. Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать.

Уроки 5-6. Добро и зло.

Задание 1. Распредели сказочных героев в два царства. Как бы ты назвал эти государства?

Кощей Бессмертный, Баба Яга, Золушка, Чипполино, Иван Царевич,

Василиса Премудрая, Колдун, Бармалей.

Задание 2. Кто кого пригласит на день рождения?
Кот Леопольд

Кощей Бессмертный

Крокодил Гена

Старуха Шапокляк

Страшила

Доктор Айболит

Баба

Задание 3.

Д оверие

О тветственность

Б ратство

Р адость

О твага

Предложи свой вариант «расшифровки» слов


Д____________

О____________ З____________

Б____________ Л____________

Р____________ О____________

О____________
Задание 4 . Составь пословицы и высказывания. Соедини линией.


От доброго – добро,

От злого – зло родится

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


добро нашло тебя

Твори добро, чтобы любя,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней

Худо тому,


Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому

Задание 5 . Прочитай рассказ Валентины Осеевой и ответь на вопросы.

Сыновья.


Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

Ну что? Каковы наши сыновья?

А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Какие чувства испытывали женщины, когда рассказывали о своих сыновьях? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменились ли они после слов старика? __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Что значит, быть хорошим сыном (дочерью)? _____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6
ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________
Задание 7 . Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни.
МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ
Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________
Задание 8 .Сделай вывод на тему «Что такое ДОБРО и ЗЛО»?


Задание 9 . Оцени поступки детей (Поставь ):

Поступки детей

Добро

Зло

Дать списать домашнее задание

Объяснить решение задачи

Скрывать от родителей плохую отметку

Накормить бездомного котёнка

Уроки 7-8. Добродетель и порок.
добродетель

честность

ответственность

двуличность

доброта


лицемерие
Задание 1 . Распредели положительные и отрицательные качества личности:

Задание 2. Словарь.

_____________________ – положительное нравственное качество человека.

_____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.
Задание 3. Заполните пропуски.

Побеждай гнев мягкостью, зло – ____________________, жадность – _______________, ложь – ___________________.


Задание 4. «Золотая середина»

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:


Скупость

Расточительность


Угодничество


Враждебность

Трусость

Безрассудная отвага

Задание 5 . «Драгоценная мудрости россыпь».

Задание 6 . Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7 . Синонимы.

Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ __________________________________________ _____________________________________________________________________________________


Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ _________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ _________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Задание 8 . Прочитай утверждения. Ответь «да» или «нет», если ты согласен или не согласен с утверждением.

  1. Наиболее известное в этике деление добродетелей было предложено древнегреческим философом Диогеном.

  2. Добродетель – это способность во всем поступать наилучшим образом.

  3. Ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным.

  4. Моральное развитие человека как личности начинается в 16 лет, а до этого
возраста он может совершать любые поступки.

  1. Добродетель и порок – это две противоположные характеристики личности,
по которым ее оценивают другие люди.

Задание 9 . Кто есть кто?

Вспомни, как зовут этих сказочных героев. Укажи, какими добродетелями и пороками они обладают. Раскрась понравившиеся картинки.

на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

В. Осеева

Ответь на вопросы:

Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков? _________________________________ _____________________________________________________________________________________

Можно ли сказать, что бездействие – это равнодушие, а равнодушие – это порок? ______________ _____________________________________________________________________________________

Задание 10 . Выбери афоризм, который отражает смысл прочитанного рассказа.


  • Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели. (Цицерон)

  • Чужие пороки у нас всегда перед глазами, свои же собственные - за спиной. ( Сенека Младший)

  • Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)

  • Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. (Мать Тереза)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» г.Богородицк Тульская область Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ Модуль «Основы светской этики» Составитель: Золотарева Людмила Николаевна учитель начальных классов 2016 год Это интересно! Аннотация Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду. Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека. Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля. Родители – мать и отец, у которых рождаются дети. Родич – родственник, член рода. Родня – родственники. Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее. Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и рабочей программой «Сборник рабочих программ. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс». Содержание тетради отражает особенности тематического планирования курса «ОРКСЭ» в соответствии с учебником А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Тетрадь поможет четвероклассникам развить творческое мышление, даст представления о нравственном поведении, а также о правилах и нормах, на которых должны строиться взаимоотношения с людьми. Тетрадь можно использовать как на уроке, так и во время самостоятельных занятий детей дома в кругу семьи. Содержание: Урок 1. Россия наша Родина Урок 2. Что такое светская этика Урок 3. Культура и мораль Урок 4. Особенности морали Урок 5. Добро и зло Урок 6. Добро и зло (Проверь себя) Урок 7. Добродетель и порок Урок 8. Добродетель и порок Урок 9. Свобода и моральный выбор человека Урок 10. Свобода и ответственность Урок 11. Моральный долг Урок 12. Справедливость Урок 13. Альтруизм и эгоизм Урок 14. Дружба Урок 15. Что значит быть моральным Урок 16. Подведение итогов. (Проверь себя) Урок 18. Род – исток нравственных отношений Урок 19. Нравственный поступок Урок 20. Золотое правило нравственности Урок 21. Стыд, вина и извинение Урок 22. Честь и достоинство Урок 23. Совесть Урок 24. Нравственные идеалы Урок 25. Нравственные идеалы Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 27. Этикет Урок 28. Семейные праздники Урок 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству Урок 31. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Урок 32. Традиционные религии России. Урок 1. Россия – наша Родина. Задание 1. Заполни пропуски в предложениях. Мы живём замечательной ___________________________________ . в стране, имя которой – Мы с любовью называем нашу страну ______________________ , потому что родились и живём в ней. Основной закон нашего государства – _________________________ . Столица России – город __________________________ . Глава нашего государства – ______________________ , в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________. Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________. Задание 2. Ответь на вопросы о государственных символах России. Герб России Назови элементы государственного герба Российской Федерации: Флаг России _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ __________________________ Что, по­ твоему, символизируют цвета российского флага? белый цвет - _________________________________ синий цвет - _________________________________ красный цвет - _______________________________ Урок 2. Что такое светская этика? Задание 1. Мыслители. На фреске Рафаэля "Афинская школа" мы видим двух выдающихся античных мыслителей, предположительно ведущих спор о философии. Кто они? ___________________________________________________________________________________ Задание 2. Словарь __________________________ – любовь к мудрости. __________________________ – (греч. ethike, от ethos ­ обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. (IV век до н.э.). __________________________ – не церковный, гражданский. Задание 3. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены люди светских профессий. Задание 4. Отметьте, иллюстрации (поставьте галочку), на которых изображены светские сооружения. Задание 5. Что помогает понять человеку светская этика? (При ответе используй учебник) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Урок 3. Культура и мораль. Задание 1. Словарь. ________________________ – 1. Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. _________________________ – совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа. Мораль - это заданные этикой правила поведения. Нравственность - внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила Задание 2. Вместе с родителями составь свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье. 1. __________________________________________________________________________ 2. __________________________________________________________________________­­ 3. __________________________________________________________________________ 4. __________________________________________________________________________ 5. __________________________________________________________________________ Задание 3. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает особенности жизни в России того времени. «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Потому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. На Пасху все целуются, говоря «Христос воскресе!».Торговля московитов жесткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке. Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего». Прочитай документ и обсуди с родителями следующие вопросы. 1.Какие черты русской культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? (подчеркни синим карандашом) 2.Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? (подчеркни желтым карандашом) 3.Как вам кажется, хорошо ли это?(Напиши) ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Урок 4. Особенности морали. Задание 1. Подчеркни те качества человека, которые мораль одобряет. Смелость Трусость Верность Зависть Скромность Доброта Предательство Великодушие Правдивость Злорадство Общительность Замкнутость Щедрость Жадность Милосердие Вежливость Высокомерие Хамство Уважение Пренебрежение Скромность Отвага Бесстрашие Стойкость Мужество Приветливость Равнодушие Лживость ­Подумай, есть ли в тебе эти качества? Почему ты сделал такой вывод? (Напиши)_____________________________________________________________________ ______________________________________________________ Задание 2. Внимательно прочитай текст, определите нормы морали, которые нарушил Анатолий и подчеркните их. Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь, домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину. 3. Какими моральными правилами ты будешь руководствоваться на дороге жизни? Урок 5. Добро и зло. Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией. Рождает зверя зверь, Рождает птица птицу, чтобы тебя не погубило зло Твори добро, чтобы любя От доброго – добро, От злого – зло родится Худо тому, добро нашло тебя Зла не верши, Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро – творить трудней кто добра не делает никому Задание 2. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ Какое понятие объединяет эти слова? Запиши ________________________ Задание 3. Какое слово лишнее в ряду? Подчеркни. МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ Какое понятие объединяет эти слова? Запиши. _______________________ Задание 4. Оцени поступки детей (Поставь ): Поступки детей Добро Зло Дать списать домашнее задание Объяснить решение задачи Скрывать от родителей плохую отметку Накормить бездомного котёнка Урок 6. Добро и зло. Задание 1. Вставь пропущенное слово: ­ это образец поступков людей и отношений между ними. ­ противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль. В ходе исторического развития общества и культуры становились более… Безнравственные поступки называют также… Задание 2. Выбери правильный ответ:  Что считается добрым поступком? а) решить за друга задачу; б) опоздать на неинтересную встречу; в) помочь соседу разобрать задачу; г) забыть о неприятной просьбе.  Как творят добрые дела? а) чтобы избежать наказания; б) в надежде на вознаграждение; в) в надежде на похвалу; г) бескорыстно и сознательно.  Укажи поступки, которые одобряет общество: а) взаимопомощь; б) насилие; в) унижение; г) обман.  Что является последствием злых дел? а) вражда; б) радость; в) мирное сосуществование; г) дружба. Задание 3. Распредели поступки в две группы: нежелание помогать пожилым родителям, усыновление больных детей, оскорбление, оказание помощи нуждающимся. Нравственный поступок Аморальный поступок Урок 7. Добродетель и порок. Задание 1. Словарь. _____________________ – положительное нравственное качество человека. _____________________ – недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни. Задание 2. Заполните пропуски. Побеждай гнев – мягкостью, Зло – ____________________, Жадность – _______________, Ложь – ___________________. Задание 3. «Золотая середина» Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели: Слова для справок: дружелюбие,щедрость, мужество. Расточительность Скупость Враждебность Угодничество Безрассудная отвага Трусость Задание 4. «Драгоценная мудрости россыпь». Заполни пропуски, воспользуйся учебником. Истинное ____________________ ­ осторожность. ________________ без благоразумия ­ только особый вид трусости. Еврипид Сенека Дружелюбие удваивает _________________ и наполовину сокращает _________________. Френсис Бэкон Кто хочет иметь, тот и сам должен быть дружелюбным. Библия Задание 5. Ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений. (Марк Аврелий). Как ты понимаешь эти слова? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Урок 8. Добродетель и порок. 1.Распредели положительные и отрицательные качества личности: порок добродетел ь честнос ть злост ь доброт а так т лицемери е ответственнос ть двуличнос ть Задание 2. Найдите и подчеркните, в высказываниях великих людей, которые оставили свой след в истории, одной чертой – качества добродетели, а двумя ­порока. ­ «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер ­ «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон ­ «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон ­ «Лживость – гнуснейший порок» Монтень Задание 3. Синонимы. Подберите синонимы к слову ДРУЖЕЛЮБНЫЙ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подберите синонимы к слову МУЖЕСТВЕННЫЙ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Подберите синонимы к слову ЩЕДРЫЙ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Урок 9. Свобода и моральный выбор человека. Задание 1. Пользуясь текстом учебника, восстанови предложение: Моральный выбор – это выбор между ____________________ и ________________________, между ________________________, между ________________________. ____________________ ____________________ и и Задание 2. Проверь себя.  От чего зависит моральный выбор человека? а) от друзей; б) от страны; в) от родителей; г) от самого человека.  Чем определяется моральный выбор человека? а) стойкостью характера; б) семьёй; в) местом жительства; г) возрастом. Урок 10. Свобода и ответственность. Задание 1. Прочитай высказывания известных людей. С кем из них ты согласен или не согласен? Отметь (+ ­ согласен, ­ ­ не согласен)  Для свободных ­ все высоты достигаемы. (Максим Горький)  Свобода ­ это ответственность. Вот почему все ее так боятся. (Бернард Шоу)  Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом. (Юстиниан)  Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. (Демокрит) Задание 2.Выбери дела, за которые отвечаешь только ты. купить хлеб выгулять собаку вынести мусор помыть посуду хорошо учиться поливать цветы сделать уборку в своей комнате поиграть с младшим братом Задание3.Используя текст учебника высказывания: (с.25), дополни Родители несут ответственность за _______________________ Дети несут ответственность за _____________________________. несут несут ответственность Учителя несут ответственность за __________________________. Ученики __________________________. Врачи ____________________________. Архитекторы ______________________. Художники несут ________________________. ответственность ответственность ответственность несут за за за за Урок 11. Тема. Моральный долг. Задание 1. Установите соответствие между видами моральных обязанностей и примерами проявления этих обязанностей: моральная обязанность патриотический долг сыновний долг родительский долг ☼ ☼ ☼ пример её проявления Организация летнего отдыха ☼ ☼ Забота о родителях Предотвращение пожаров ☼ профессиональны й долг ☼ Защита Родины ☼ Задание 2. Прочтите притчу и ответьте на вопросы к ней. Даосская притча. Мудрая Свинья о морали Однажды Мудрая Свинья задумалась о вопросах морали и, немного подумав, сказала вслух следующее: - У каждого племени, клана и даже семьи, если на её подворье живут хотя бы три курицы, своя мораль. Одни считают достойным воина убить врага исподтишка, а другие - одолеть в рыцарском поединке. Одни убивают, чтобы облегчить мучения, другие сохраняют жизнь страдающему калеке. Перечисление сих противоречий можно продолжать до бесконечности, но главное, что следует из всего этого, - если в глазах кого­то хочешь казаться человеком, следующим законам морали, поступай в соответствии с его взглядами. Высказав всё это, гордая Свинья удалилась к своей кормушке проверить, не осталось ли что­нибудь от вчерашнего ужина. ­Найдите в тексте мудрое изречение (ключевое) Свиньи? Подчеркни его. Задание 3. Прочти выразительно это стихотворение. Что, по мнению автора, необходимо, чтобы быть хорошим человеком? Подчеркни. Но как бы нас жизнь ни ломала, В ней некое есть волшебство… Хороших людей слишком мало. И все­таки их большинство. Стань добрым волшебником, Ну­ка, попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой: Понять и исполнить желанье другого ­ Одно удовольствие, честное слово! Урок 12. Справедливость Задание 1. Закончи пословицы:  Любишь кататься,___________________________________.   Что посеешь, то _____________________________________. Не рой яму другому, ___________________________________. Задание 2. Используя текст учебника (с. 28), восстанови предложение. Справедливость – это______________________ регулирующее правило, ___________________________________________ при распределении _________________, ____________________ и _____________________, ______________________ и т.п. Задание 3. С какими моральными правилами тебе пришлось столкнуться в жизни(напиши), и какой вывод ты сделал? (правила на стр. 29 учебника) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Задание 4. Обсуди с друзьями и напиши свод правил, которые помогут тебе справедливо относиться к другим. Урок №13 Альтруизм и эгоизм Урок 13. Альтруизм и эгоизм Задание1. Словарь: _ 1.__________________ поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. (от латинского ego – я) ­ 2. _______________ (от латинского слова альтер­ другой) ­ готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Соотнесите понятия и примеры: Альтруизм Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка Одноклассник не передал домашнее задание Эгоизм Мальчик не поделился подаренными конфетами Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа Задание 2. Прочитай текст учебника (с. 30 – 31). Пользуясь им, докажи, что героиню сказки Ш. Перро Золушку можно назвать альтруисткой. 1.___________________________________________________________________________ _____________________________________________ 2____________________________________________________________________________ ____________________________________________ ­Кого из героев сказки «Золушка» ты считаешь эгоистом?(напиши) Почему?. _________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ______________________. Урок 14. Дружба. Задание 1. Составь пословицы и высказывания. Соедини линией. Старый друг На вкус на цвет Не имей сто рублей, Друзья познаются Сам погибай, в беде лучше новых двух товарища нет что дерево без корней а имей сто друзей Человек без друзей, Задание 2. Расскажи, как ты миришься со своим другом. Выбери слова, подходящие для вашего примирения: а товарища выручай. Извини, пожалуй ста Больше не будем ссориться давай миритьс я мне очень стыдно я сожалею о сделанно м я дорожу нашей дружбо й прошу прощен ия Задание 3. Прочитай стихотворение А.Барто и ответь на вопрос. Друг напомнил мне вчера, Сколько сделал мне добра: Почему дружба ребят оказалась под угрозой? Карандаш мне дал однажды _________________________________________ (Я в тот день забыл пенал), _________________________________________ В стенгазете, чуть не в каждой, __________________________________________ Обо мне упоминал. __________________________________________ Я упал и весь промок – ___________________________________________ Он мне высохнуть помог. ___________________________________________ Он для милого дружка ___________________________________________ Не жалел и пирожка, ____________________________________________ Откусить мне дал когда­то, ____________________________________________ А теперь поставил в счёт. ____________________________________________ И меня к нему, ребята, ____________________________________________ Что­то больше не влечёт ______________________________________________ Урок 15. Что значит быть моральным 1.Проанализируй действия героев рисунка. Найди своё место среди героев, поставь в кружочке значок . 2.Вставь пропущенное слово.  Добро и зло проявляется в ___________________ людей.  Добродетель – это _______________ выбор наилучшего поведения.  Быть моральным – это значит _____________________.  Примером морального поведения в быть обществе _____________________________________________. может 3.Оцени сказочных героев. Кто из них обладает добродетельными качествами (Д), а кто порочными (П)? Урок 16. Подведение итогов. (Проверь себя) Итоговый тест. Желаю удачи! 1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.___________________________________________ 2.Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей. _____________________________________________ 3.Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности.__________________________ 4.Выражает стремление человека к добру._______________ _____________________________________________________ 5.Действие, результатом которого оказывается причинение зла себе и другим людям. __________________ ____________________________________________________ 6.Способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. ___________________ ______________________________________________________ 7.Способность человека отвечать за собственный свободный выбор. _____________________________________ 8.Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов и т.п. ________________________________________ 9.Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или общих целей. ________________________________ 10.Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. ____________________________________ МОЛОДЕЦ! Урок 18. Род и семья исток нравственных отношений Задание 1. поясняющие, что значит для автора семья. Прочитай стихотворение, найди и подчеркни строчки, Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! Задание 2. Восстанови высказывания известных людей о семье Любовь, к, основа, родителям, добродетелей, всех (Цицерон) ________________________________________________________________ Нет, святее, и, любви, бескорыстнее, ничего, матери (В.Г. Белинский) __________________________________________________________________ Задание 3. Укажи последовательность родственных связей в семье МАТ Ь БАБУШК А ПРАВНУ К ПРАБАБУШ КА ВНУ К СЫ Н НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК Урок 19. ЗАДАНИЕ 1 1. Прочитайте статью в учебнике (с. 40 – 41) 2. Заполните схему: Признаки нравственного поступка ЗАДАНИЕ 2. Игра «Черно – белый мир» . На «чёрной» части отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни. напишите поступки, ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ____________________________ ЗАДАНИЕ 4. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ Задание 3. Вспомни сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Проанализируй вместе с родителями одну из проделок Карлсона с точки зрения нравственного поступка. Урок 20. Золотое правило нравственности Задание 1 Давайте вспомним ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1.Помогай другу в беде. 2.Умей с другом разделить радость. 3. Не смейся над недостатками друга. 4.Останови друга, если он делает что­то плохое. 5.Умей принять помощь и совет. 6.Не обманывай друга. 7.Не предавай своего друга. 8.Умей признавать свои ошибки, помириться с другом. 9.Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились ­ Одно из этих правил называется золотым. Какое и почему? (Напиши) _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _____ Задание 2. Отгадай загадки. Один болтун, Другой свистун, Третий едун, Два брата видаки, А два слышаки, Два брата бегуна Да два брата ухвати. За худое жди худа, За доброе - _____________ Нет _______________ ищи, а нашёл – береги. ­ Используя слова­отгадки, составь пословицу. Домашнее задание. Оцени поступки сказочных героев с точки зрения ЗОЛОТОГО ПРАВИЛА НРАВСТВЕННОСТИ. ________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ ________ ___________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ __________________ ______________ Урок 21. СТЫД, ВИНА, ИЗВИНЕНИЕ. Нет людей чисто беленьких или чисто черненьких – люди все пестрые. (А.М. Горький) ЗАДАНИЕ 1. Прочитай притчу «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. – Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет? – Гвоздей­то нет, а дырки остались, – ответил сын.» Ответь на вопрос: Почему сын плакал? ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 2. Представьте ситуацию, в которую вы попали: «Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы вновь рассмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может! Пятерка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три». ­Как вы поступите? o никому ничего не скажете; o обязательно скажете; o если скажете, то когда: непременно при всем классе; o наедине одному учителю? Какое чувство заставит вас признаться? ________________________ ЗАДАНИЕ 3. 1. Выберите утверждение, которое вы считаете верным. o В мире нет ни Добра, ни Совести. o А есть ли в мире Добро и Совесть!? o Нет, все­таки в мире есть Добро и Совесть. o В мире есть Добро и Совесть. o Добро и Совесть правят миром! o 2.Игра «Собери пословицу» В ком стыд, Как ни мудри, Совесть без зубов а совести не перемудришь. его дома не было в том и совесть загрызёт Когда совесть раздавали, Задание 4. определения: Прочитай текст учебника, найди и выпиши следующие СТЫД ­ ________________________________________________ _______________________________________________________ ВИНА ­ _________________________________________________ _______________________________________________________ Задание 5. Что может вызвать у человека чувство стыда? а) невыполненное обещание; б) верны все варианты; в) обман; г) ссора; д) твой вариант ответа _________________________________ Задание 6. Чтобы избавиться от чувства вины надо: а) почитать интересную книгу; б) найти нового друга; в) забыть о плохом поступке; г) извиниться перед тем, кого обидел. Задание 7. Подбери две­три пословицы, в которых бы говорилось о стыде и вине, запиши их в тетрадь. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ ___________________________________________ Урок 22. Честь и достоинство Задание 1. Прочти стихотворение Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег. Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек. (Р. Киплинг.) Какими качествами должен обладать человек, чтобы гордится этим званием Человек_______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ Задание 2. Прочти цитаты. Как ты их понимаешь? Человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам. Марк Аврелий ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Можно быть честным человеком, не будучи великим; но нельзя быть великим человеком, не будучи честным. Из «Энциклопедии афоризмов» _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________ Задание 3. Прочтите небольшой отрывок из сборника «Всемирное остроумие» и подумайте, влияют события и обстоятельства на наше поведение, на наши принципы? Честный и благородный спартанец Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком? - Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец. УРОК 23. Совесть. Задание 1. Читаем стихотворение «ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ» Мама, что такое совесть? Совесть, дочка, это повесть Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живет, Никого не подведет. Совесть – клад души твоей. Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасет тебя от бед. Он в тебе всегда горит. Он твой самый прочный щит. Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?__________________________________ Задание 2. Как ты поступишь в данной ситуации? ­Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и __________________________________________________________________ ­Ты нечаянно толкнул одноклассника__________________________________ ­Тебе кто – то случайно наступили на ногу. Тебе больно_________________________ ­Тебя посадили за парту с тем, кто тебе не симпатичен__________________ ­Ты, идя по классу, смахнул тетрадь и другие вещи. Что ты будешь делать? ________________________________________________________________ ­Ты услышал, как тебя обозвали_______________________________________ ­Леша, Рома долго болеют, ты_______________________________________ Задание 3.Заглянем в кладезь мудрости. Подберите нужное выражение 1 Поступать вопреки своим убеждениям на совесть 2. Жить честно, справедливо против совести 3 Делать что­либо хорошо без зазрения совести 4. Жить спокойно, без угрызения совести по совести ЗАДАНИЕ 4. Попробуй изобразить совесть в виде какого­нибудь символа. Урок 24.Нравственный образ богатыря. Идеал – высшее совершенство. Жалок тот, кто живет без идеала. И.С. Тургенев Задание 1. Прочитайте отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о богатырях русских: А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю Русскую, Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! Напиши имена русских богатырей: ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Задание 2. Пользуясь текстом учебника (с. 50 – 51), выведи правила честного богатырского поединка. ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте пословицы. Выберите одну, которая, по­вашему, четко формулирует тему нашего урока. Подчеркни её. Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси, есть и ерши. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Богатырь умрёт - имя его останется. Славна богатырями земля русская. Урок 25. Нравственные идеалы Задание 1. Войти в замок сможет тот, кто обладает рыцарскими качествами. Напиши их, используя текст учебника (с. 52) Задание 2. Какие качества из приведенного ниже списка подходят к понятиям «джентльмен» и «леди», а какие нет? Приветливость, пунктуальность, равнодушие, легкомыслие, неуклюжесть, образованность, элегантность, верность слову, эгоизм, патриотизм. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ ________ Домашнее задание Порассуждай на тему: «Только взрослый человек или даже мой сверстник может называться рыцарем, джентльменом, леди?» ___________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ______________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____ Урок 26. Образцы нравственности в культуре Отечества Задание 1. «культура России». Пользуясь текстом учебника (с. 54), восстанови понятие – Культура России это пример __________________________, сокровищница знаний, ________________________________, _____________________________ и устойчивых норм- образцов ____________________________________________. Задание 2. высказыванием. Соедини иллюстрации с соответствующим Защита Родины есть и защита своего достоинства. (Н. Рерих) Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Человек по своей природе есть существо общественное. (Аристотель) 1. В чём выражается нравственное отношение к Задание 3. Проверь себя. Отечеству? o В любви к своему народу; o в добрых чувствах к природе родного края; o в труде на благо Родины; o верны все варианты. 2. Что можно назвать образцом нравственности? o Победу в школьной олимпиаде; o знание законов государства; o умение достигать цели любой ценой; o дела, направленные на общее благо людей. Домашнее задание. Кто из членов твоей семьи является для тебя образцом нравственного поведения (патриот, коллективист, труженик, воин)? Подготовь рассказ об этом человеке. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ________________________________________________________ Урок 27. Этикет 1.Выпиши из текста учебника (с. 57): допустимые и недопустимые правила общения. ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ ____________________________________ __________________________ 2.Составь пословицы. Соедини линией. У себя как хочешь, Хоть не богат, молчание – золото по делам гляди В деревню, где живут одноногие, а гостям рад Слово – серебро, По одежде не суди, Не дорог подарок – дорога любовь а в гостях – как велят надо идти на одной ноге Задание 3. Выбери наиболее точное, на твой взгляд, определение этикета. Этикет - это своеобразный кодекс Этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения хороших манер и правил поведения Этикет отражает правила Этикет отражает правила поведения, присущие той или иной поведения, присущие той или иной традиции традиции

Много говорить и много сказать не есть одно и то же.

Кто ищет – тот находит.

Не в мудрости заключается сладость жизни.

Непреклонный нрав скорей всего сдается.

Зенон Китийский

(ок. 334 г. до н. э., Китион, Кипр) – ок. 262 г. до н. э., Афины, Греция)

Древнегреческий философ, основоположник стоической школы.

Любовь – это стремление к сближению, вызванное видимостью красоты.

Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью.

Друг – это наше второе я.

У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили.

(480 г. до н. э., Греция – 406 г. до н. э., Древняя Македония)

Древнегреческий трагик, представитель новой аттической трагедии.

Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с тяготами жизни.

Уста клялись; ум клятвою не связан.

Менее мучительна сама смерть, чем ее ожидание.

Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.

Истинное мужество – осторожность.

Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.

Звание свободного человека дороже всего.

Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.

Кто знает, может быть жить, это значит умереть, а умереть – жить.

(ок. 470 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., Афины)

Античный мыслитель, первый афинский философ, учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Я знаю, что я ничего не знаю.

Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.

Кто мудр, тот и добр.

Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.

Заговори, чтоб я тебя увидел.

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей – настолько они не в цене.

Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Злой человек вредит другим без всякой для себя пользы.

Лучшая семья – это когда жена слепая, а муж глухой.

Женишься ты или не женишься – все равно раскаешься.

Обязательно женись. Если попадется хорошая жена – станешь счастливым, а если плохая – станешь философом.

Демокрит

(ок. 460 г. до н. э., Абдеры – 370 г. до н. э., Абдеры)

Древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.

Богат тот, кто беден желаниями.

Жизнь без праздников – это длинный путь без заезжего двора.

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.

Слово – тень дела.

Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости.

Не слово, а несчастье есть учитель глупцов.

Не стремись все знать, чтобы не оказаться невеждой.

Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится.

Смелость – начало дела, но случай – хозяин конца.

Кому попался хороший зять, тот приобрел сына, а кому дурной – тот потерял и дочь.

Антисфен

(ок. 440 г. до н. э., Афины – 365 г. до н. э., Афины)

Древнегреческий философ, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.

Какая наука самая необходимая? – Наука забывать ненужное.

Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой…

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.

Хороший человек достоин любви.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Аристипп

(435 г. до н. э., Кирена, Ливия – 356 г. до н. э., Кирена, Ливия)

Проф. Валентин Ю. Ирхин Институт физики металлов им. М.Н. Михеева УрО РАН 620108 Екатеринбург, Россия [email protected] ги

В контексте учения о добродетелях рассмотрена диалектика категорий осторожности, благоразумия, страха, мужества, дерзости и смелости в античной, еврейской и христианской философии и религии. Привлекаются также восточные духовные традиции, включая учения древнего Китая и буддизм.

Ключевые слова: философские фишки, Инь и Ян, осторожность, phronësis, смелость, кардинальные добродетели.

В работе В. Томский выделяет семь символических категорий («философских фишек»), объединяющих по четыре понятия, сгруппированных попарно (находящихся на разных сторонах символической фишки). Он также анализирует переходы от одной пары к другой и обратно (процессы «переворачивания» фишек). Такая техника символической визуализации философских и психологических понятий предназначена для осознания возникших проблем и путей их решения. Философские фишки напоминают символ Инь и Ян, также обладая возможностью перехода-трансформации, преобразования негативной энергии в позитивную. В. Томский использует аналогию с философским камнем алхимиков, призванным облагораживать металлы. Здесь мы рассмотрим первую фишку:

ОСТОРОЖНОСТЬ - Страх < - > СМЕЛОСТЬ - Неосторожность, где < - > обозначает возможность переворачивания другой стороной.

Отношение между категориями Осторожность и Смелость можно символически изобразить в терминах Инь и Ян следующим образом: ОСТОРОЖНОСТЬ - Смелость < - > СМЕЛОСТЬ - Осторожность, где < - > обозначает комплементарность этих категорий.

Осторожность легко переходит в страх: ОСТОРОЖНОСТЬ -> Страх, который является парализующей энергией, лишает человека сил . Как говорится в буддийской джатаке, «страх не годится как защита».

С другой стороны, смелость легко переходит в неосторожность: СМЕЛОСТЬ -> Неосторожность. Но перед этим она может перейти в наглость. Конфуций сказал: «Почтительность без ли (ритуала, знания должного) есть суетность. Осторожность без ли есть трусость. Смелость без ли ведёт к смуте. Прямота без ли есть грубость».

CONCORDE, 2018, N1

Десятая гексаграмма И Цзин (ли, Наступление) имеет ключевым смыслом осторожность: "Смелость вдвойне хороша, если она осмотрительна и разумна".

Формула, ОСТОРОЖНОСТЬ - Страх < - > СМЕЛОСТЬ - Неосторожность, описывает отношение между четырьмя понятиями. Ее визуализация в виде «фишки» позволяет описать действия «очищения» и «перевертывания», облегчающие восприятие проблем, их преодоление.

Осторожность (греч. phronesis, лат. prudentia, также переводится как благоразумие, рассудительность или мудрость) является важным понятием античной философии, которое подробно обсуждалось в философии Аристотеля. Смелость (мужество, греч. andreia, лат. fortitudo) тоже является одной из важнейших античных добродетелей.

Впервые четыре главные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) вероятно были выделены Эсхилом и затем вошли в традицию поздней античности через Платона, Аристотеля и стоиков. Это понятие описывались диалектически.

Истинное мужество - осторожность. (Еврипид)

Сама диалектика есть вещь необходимая: это добродетель, объемлющая собою другие добродетели. Осторожность есть наука, когда следует и когда не следует что-то признавать. Осмотрительность есть сильное напряжение разума против вероятия, чтобы не поддаться ему. Неопровержимость есть сила разума, которою он стоит на своем и не переходит на противоположное. Несуетность есть совпадение, возводящее представления к верному разуму. (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Зенон)

В христианство понятие четырех кардинальных добродетелей ввел Амвросий Медиоланский. Вслед за ним эту систему развивали отцы церкви. Вместе с тремя главными теологическими добродетелями (верой, надеждой, любовью; названными в посланиях апостола Павла) благоразумие, справедливость, умеренность и мужество составили семь добродетелей, которые также называются кардинальными. Они рассматриваются и как семь даров Святого Духа. Это учение, особенно развитое в «Сумме теологии» Фомы Аквинского, и утвердилось в католической церкви, катехизис которой гласит:

Благоразумие есть добродетель, располагающая практический разум при любых обстоятельствах распознавать наше истинное благо и выбирать правильные средства для его совершения. "Благоразумный внимателен к путям своим" (Притч 14,15). "Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах" (1 Петр 4,7). Благоразумие есть "прямое правило всякого действия", пишет св. Фома вслед за Аристотелем. Не надо смешивать его ни с робостью или страхом, ни с двуличностью или фальшью. Его называют руководителем добродетелей (auriga virtutum) : оно ведет за собой другие добродетели, указывая им путь и меру. Именно благоразумие непосредственно руководит суждением совести. Благоразумный человек принимает решения и организует свое поведение в соответствии с этим суждением. Благодаря этой добродетели, мы безошибочно применяем моральные принципы в каждом частном случае и преодолеваем сомнения по поводу добра, которое надо делать, и зла, которого надо избегать.

Мужество есть нравственная добродетель, обеспечивающая твердость в

преодолении трудностей и постоянство в следовании добру. Оно укрепляет решение

сопротивляться искушениям и преодолевать препятствия в нравственной жизни.

Добродетель мужества делает человека способным преодолевать страх, даже страх

смерти, и переносить испытания и преследования. Оно располагает к

самоотрешенности и самопожертвованию ради правого дела.

Обратимся к первоисточникам библейской религии. В ее различных духовных и культурных традициях понятия страха, осторожности, смелости поворачиваются разными гранями. Они по-разному трактуются в иудаизме и христианстве, в Ветхом и Новом завете, где речь идет не только о взаимодействиях между людьми, но и об отношениях с Богом.

Начало мудрости - страх Господень. (Пс. 110:10)

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла. (Притчи 3:7) Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. (Пс. 2:11) Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны. (Пс. 18:10)

И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили. (Исх. 20:20)

С другой стороны, в Библии и апокрифических христианских текстах много раз звучат слова Бога, обращенные ко всему народу Израиля и отдельным героям, пророкам и апостолам: не бойся.

Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь. (Иис. Н. 1:9)

Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою и не отступит от тебя и не оставит тебя. (Втор. 31:6)

Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен. (Псалом 29:25)

Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? (Пс. 117:6) Не бойся, ибо Я - с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. (Исаия 41:10)

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (От Иоанна 14:27)

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Иоанна 4:18)

В общепринятом русском синодальном переводе Библии часто используется слово дерзновение (в новых переводах уже стоит смелость).

Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса. (1Тим. 3:13)

Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца. (Евр. 3:6)

Тема страха и христианской смелости, основанной на вере, глубоко отражена в христианской философии, например в трактатах С. Кьеркегора («Понятие страха», «Страх и трепет»).

Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. (К Филиппийцам 2:12)

Диалектика осторожности и смелости нашла отражение и в европейской литературной классике.

Смелость, которая не зиждется на осмотрительности, именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (Сервантес, Дон Кихот)

Не надо смешивать осторожность с трусостью, сударь. Осторожность - это добродетель. (Александр Дюма. Три мушкетера)

В еврейском этическом трактате Орхот цадиким раскрывается диалектика смелости и наглости:

В ком есть свойство наглости (азут), творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди: "Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, - мы согрешили". Но когда преступник говорит: "Я не согрешил!" - вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: "Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: "Я не согрешил!" (Иер. 2:35), и сказано: "Кто скрывает свои преступления - не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, - пожалеют и помилуют" (Притчи 28:13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: "Нагло говорит ему" (там же 7; 13).

Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: "Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло" (Притчи 18:23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, - это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!

Но свойство "азут" весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему. Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им! Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим. И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.

Но там, где свойство "азут" достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.

Поучительна и притча Руми «О том, как горный козел теряет рассудок», которая говорит не только о земных делах, но и о высших мирах (подробное толкование см. в ).

Козел в горах пасется высоко, Меж скал, что от вершин недалеко. Ему и подобает осторожно Судить: опасность истинна иль ложна?

Козел пребывает в мире высших истин, остерегаясь стрелков и хищных зверей, -он думает о своем благе. Пребывая меж скал, он различает добро и зло, правую и левую сторону. Наверху много конкурентов, а потому легко потерять свое место. Осторожность означает страх лишиться вожделенного и попасть под высокий суд. В мире сем способен учиться на своих ошибках лишь тот, кто верно рассуждает и различает, что есть добро и что есть зло.

Но вот он видит горную козу За пропастью на склоне, там, внизу. И тотчас меркнет свет в его глазах, И корм ему - пустяк, опасность - прах. Летит он через пропасть, слеп и глух, Как будто пропасть - это лишь уступ.

Герой переводит взгляд из мира высшего в мир нижний, отдает внимание женщине, посланной Богом и появляющейся на его жизненном пути. Этот мотив встречается и в Притчах Соломона Работа на пользу других и для неведомого Бога с сомнительной надеждой на воздаяние никогда не вызывает такого энтузиазма, как женщина-искусительница. Когда появилось реальное воплощение мечты, свет высшего бытия меркнет, видение прекращается. В темноте тантры нет различения и страха. Теперь уже не нужна пища - учения и знания. Опасность, которой грозят злые божества и ангелы, больше не пугает.

Но лучники умны, неторопливы, Козлиный знают нрав и ждут поживы. Им ведомо, что все забудет он, Внезапным вожделеньем ослеплен. И зверь, чей глас любви подруги кличет, Становится нетрудною добычей. Ведь и герою собственная страсть Страшней порой, чем прочая напасть.

Стрелки не дремлют (Иов 16:13). Многие враги заинтересованы в том, чтобы прекратить путь героя. Собственная страсть умертвит искателя истины, если он не отказался от своей эгоистической цели - достичь делами праведности высшего божественного состояния.

Согласно Аристотелю, добродетель - среднее между двумя пороками-крайностями. Например, добродетель мужества находится посередине между пороками трусости и безрассудства, сдержанность - между необузданностью и бесчувственностью. Эта тема разрабатывается и современными философами. Между двумя вышеупомянутыми крайностями: трусостью и безрассудством - есть мужество, которое дальше от трусости, и благоразумие, которое дальше от безрассудства: БЛАГОРАЗУМИЕ - Трусость < - > МУЖЕСТВО - Безрассудство (ОСТОРОЖНОСТЬ - Страх < - > СМЕЛОСТЬ - Неосторожность), МУЖЕСТВО - Безрассудство < - > БЛАГОРАЗУМИЕ - Трусость.

Точно так же есть порок скупости - и порок расточительства, а между ними две соответствующие добродетели: щедрость, которая дальше от скупости, и бережливость, которая дальше от расточительства. Отсюда следует, что добродетель не есть некая точка ровно посредине между двумя противоположными пороками, в которую можно попасть, как в мишень. Добродетель - это открытое пространство между двумя добродетелями, и в этом смысле этика должна быть объёмна, стереометрична. Мы смотрим на мир двумя глазами и благодаря этому воспринимаем его объёмно; мы слушаем мир двумя ушами и благодаря этому воспринимаем его стереофонично. Точно так же мы должны воспринимать мир «стереоэтично», как разброс возможностей, пространство колебаний между двумя добродетелями, - и не надеяться попасть в такую идеальную точку, где замирают всякие сомнения и угрызения совести. Нельзя быть в равной степени и щедрым, и бережливым; и смелым, и благоразумным. Приходится выбирать. Двойственность самих добродетелей обрекает любое человеческое действие на несовершенство. (М. Эпштейн. Клейкие листочки)

Срединный благородный путь провозглашается также в буддизме. В индуизме гуна саттвы (блага) есть равновесие между раджасом (активностью, возбуждением, напряжением сил) и тамасом (инертностью, косностью).

В. Томский выделяет в процессе перехода между состояниями три фазы: сначала фишка «загрязняется», человек находится в фазе нерешительности, затем преодолевает страх и испытывает приток энергии, наконец осознает причины страха и может уверенно идти вперед. Теперь он понимает свой страх и может действовать лучше, чем тот, кто не осознает опасности. При этом необходимо выбирать время перехода между осторожностью и смелостью и наоборот. Когда смелость преобразовала страх в жизненную силу, можно испытать возбуждение от победы над страхом и быстро достигнуть своей цели, но если слишком долго оставаться на этой стороне, есть опасность неосторожных действий. Хотя две стороны символической фишки полностью различны, страх, преобразованный в позитивную энергию, позволяет преодолеть осторожность, - эта энергия приводит нас в движение. Таким образом, Страх является центральной энергией фишки, Осторожность - искусством уклонения, а Смелость - искусством действия и противодействия .

Джатака о царевиче Панчавудхе трактует тему Страха и Отваги в рамках числовой символики .

Однажды бодхисаттва родился сыном бенаресского царя. В соответствии с прорицанием брахманов его нарекли Панчавудха, то есть «Искушенный в пяти способах ведения боя». Когда царевичу исполнилось шестнадцать лет, его отправили в город Таккасилу. Там всемирно прославленный наставник выучил его всем наукам, а под конец - пяти способам ведения боя.

Несмотря на предупреждения добрых людей, он бестрепетно вошел в чащу.

При виде бодхисаттвы яккха заревел: "Куда идешь? Стой! Я тебя сожру!" Однако бодхисаттва крикнул: "Яккха, я верю в себя, потому и пришел. Смотри, не приближайся ко мне, иначе я пущу в тебя отравленную стрелу. Тут ты и найдешь свой конец".

Стрела запуталась в волосах яккхи, и так же случилось со всей полсотней стрел царевича. Яккха одним движением стряхнул их с себя и двинулся на бодхисаттву. Царевич, безуспешно повторив свои угрозы, обнажил меч в тридцать три вершка

длиною и ударил яккху, затем метнул дротик и нанес удар палицей, но все оружие застряло в волосах яккхи.

Вступая в твой лес, и уже проникнув в него, я не полагался ни на лук, ни на иное оружие, а только на себя самого. Сейчас я нанесу тебе такой удар, что от тебя останется лишь мелкая пыль!

Издав боевой клич, бодхисаттва устремился на яккху и ударил его правой рукой. Рука его застряла в волосах. Так же застряла левая рука, обе ноги. Изловчившись, бодхисаттва боднул яккху головой, но и голова его завязла. Воин, испробовавший все пять способов ведения боя, оказался связанным в пяти местах. Но, и повиснув на яккхе, бодхисаттва оставался столь же бесстрашным и не собирался сдаваться.

Тут яккха задумался. "Этот человек наделён львиной отвагой, - размышлял он. -Хотя он и человеческой породы, но не похож на других людей: даже схваченным мной -ни капельки не боится. За то время, что я убиваю путников на дороге, ни разу ещё мне не попадался такой человек. Почему же всё-таки он не испытывает страха?" И, не решаясь сожрать царевича, яккха спросил его: "Эй, юноша! Почему тебе чужд страх смерти?" "А почему я должен бояться, яккха? - спросил в ответ бодхисаттва. - Прежде всего, каждый живущий умирает лишь однажды; кроме того, в моей утробе сокрыто особое оружие - "ваджира". Если ты сожрёшь меня, с "ваджирой" тебе не совладать: она перекрошит все твои внутренности, и оба мы погибнем. Вот почему я чужд страха". Конечно же, под "оружием" бодхисаттва подразумевал сокрытое в нём знание, но его слова заставили яккху задуматься ещё сильнее. "Этот юноша, без сомнения, говорит правду, - решил он. - Плоть такого человека-льва, даже если бы я отгрыз кусочек величиной с бобовое зерно, мне не переварить. Отпущу-ка я его"...

"Я-то пойду своей дорогой, но знай, что именно в наказание за дурные поступки в прошлых существованиях ты и осужден быть свирепым, кровожадным яккхой, питающимся плотью умерщвленных тобой людей. Если бы в этой жизни ты в слепоте невежества своего по-прежнему творил зло, то и в новых своих рождениях пребывал бы таким же слепцом. Но отныне, после встречи со мной, ты уже не сможешь творить зло". Бодхисаттва объяснил, каким злом для живого существа оборачиваются пять видов неправедных деяний и какие блага сулят пять видов праведных поступков. Устрашая яккху всевозможными способами и одновременно наставляя его в дхамме, он сумел обратить чудище в свою веру, убедил его в необходимости быть кротким и научил пяти заповедям.

Подробный разбор и толкование этой джатаки в библейских категориях можно найти в книге . Встретив божество в демоническом обличье, Иаков начал применять свои пять видов оружия, использовать Пятикнижие-Тору против Того, кто дал ее. Эгоизм опровергается с точки зрения эгоизма. Человеческое эгоистическое Я (Атман) и есть совершенный Бог (Брахман). Борьба за собственную чистоту - война с Богом; лишь перестав бороться, можно достичь чистоты и свободы.

Тантра правой и левой руки - практики йоги. Когда происходит передача знания, правая сторона становится левой - как в зеркале. Истинный Бог появляется только на самой границе миров, только для победителя, который сумел подойти к этому рубежу, в момент соприкосновения, встречи.

Ваджира - алмазная незыблемость обетований и веры. Внутри человека сидит несокрушимое оружие, путеводная идея, от которой он не отступится, так что даже Бог

CONCORDE, 2018, N1

не одолеет его. Тот, кто однажды истинно уверовал, уже умер для этого мира и родился для другого. Получив удостоверение в вере через личные практики, больше умереть он не может. Хотя он победил мир, вышел из него и не зависит от него, теперь нужно выяснить отношения с Богом. С богом, находящимся здесь - князем мира сего - он также способен разобраться.

Для сравнения еще приведем еще параллель из сказки-притчи Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист», которая описывает похожую историю. Правда, ее конец оказывается иным: добродетельные порывы не срабатывают, высокие слова остаются не услышанными.

Карась, однако ж, не обробел. Во-первых, он столько разнообразных отзывов о щуке слышал, что и сам познакомиться с ней любопытствовал; а во-вторых, он знал, что у него такое магическое слово есть, которое, ежели его сказать, сейчас самую лютую щуку в карася превратит. И очень на это слово надеялся.

Щука задумалась и как-то так загадочно на карася посмотрела, что он уж и совсем понял.... Но, должно быть, она еще после вчерашнего обжорства сыта была, и потому зевнула и сейчас же захрапела.

Проспался ли, нет ли карась, но ума у него, во всяком случае, не прибавилось. В полдень опять он явился на диспут, и не только без всякой робости, но даже против прежнего веселее.

Вечером, еще не успело солнышко сесть, как карась в третий раз явился к щуке на диспут. Но явился уже под стражей и притом с некоторыми повреждениями. А именно: окунь, допрашивая, покусал ему спину и часть хвоста. Но он все еще бодрился, потому что в запасе у него было магическое слово.

Хоть ты мне и супротивник, -- начала опять первая щука, -- да, видно, горе мое такое: смерть диспуты люблю! Будь здоров, начинай!

При этих словах карась вдруг почувствовал, что сердце в нем загорелось. В одно мгновение он подобрал живот, затрепыхался, защелкал по воде остатками хвоста и, глядя щуке прямо в глаза, во всю мочь гаркнул:

Знаешь ли ты, что такое добродетель?

Щука разинула рот от удивления. Машинально потянула она воду и, вовсе не желая проглотить карася, проглотила его.

«Переворачивание фишки» , смелое действие, если оно совершается в неподходящих обстоятельствах, несвоевременно, в неудачный момент, будет ошибкой.

Литература

1. Томский В. Техника символической визуализации философских и психологических понятий // CONCORDE, 2017, N 2, с. 64-75.

2. Ирхин В.Ю. Влеки меня. http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/zhen.shtml

3. Ирхин В.Ю. О числовых превращениях в западной и восточной традициях // CONCORDE, 2017, N 2, с. 76-83.

4. Ирхин В.Ю. Игра. http://lit.lib. ru/i/irhin_w_j /igra. shtml

Читайте также: