Перспективы ракетно космической отрасли. Многоразовые ракеты-носители

Перспективы ракетно космической отрасли. Многоразовые ракеты-носители

Майор С. Градов,
А. Краснова

Ракетно-космическая промышленность (РКП) представляет собой совокупность предприятий, занятых разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией ракетного оружия (РО), космической техники (КТ) и их компонентов. Соответственно, как и в других отраслях, в состав РКП входят производственные и ремонтные предприятия, научно-исследовательские организации и предприятия по утилизации. К производственным предприятиям относятся сборочные, двигателестроительные и предприятия по производству компонентов ракетно-космической техники (РКТ).

К продукции отрасли относятся ракетное оружие и космическая техника. Ракетное оружие включает стратегические, оперативно-тактические, тактические ракеты, ЗУР и ПТУР, а также противоракеты. К космической технике относятся ракеты-носители (РН), космические аппараты (КА, искусственные спутники земли) и космические корабли (станции).

Ракетно-космическая промышленность США имеет широкую научно-исследовательскую и экспериментальную базу, конструкторские бюро и производственные предприятия, что позволяет полностью удовлетворять потребности национальных вооруженных сил во всех типах стратегического и тактического ракетного оружия, а также в РН и КА различного назначения.

Ракетно-космическая промышленность США в последнее десятилетие функционировала в целом достаточно устойчиво. С конца 2010 года возобновился рост основных экономических показателей отрасли; численность занятых и стоимость валовой продукции отрасли превысили докризисные уровни (2008 года). Согласно официальным статистическим показателям, в 2014 году стоимость валовой продукции в частном секторе отрасли достигла почти 30 млрд долларов (увеличение за четыре года почти на 16 %), прирост стоимости условно чистой продукции составил 6 % (15,2 млрд долларов в 2014 году).

В РКП США насчитывается около 70 основных предприятий с численностью занятых 90 тыс. человек. Имеются все виды и типы предприятий, то есть наблюдается полная внутриотраслевая структура.

Основу отрасли составляют 53 производственных предприятия, которые включают 19 сборочных заводов, 10 двигателестроительных и 24 основных предприятия по производству других компонентов ракетно-космической техники. На сборочных заводах работает более половины всех занятых на производственных предприятиях (около 49 тыс. человек). В составе первых имеются восемь заводов по выпуску РО и 11 по производству КТ.

Рассмотрение территориальной структуры ракетно-космической промышленности США выявило наличие предприятий отрасли в 23 штатах. По количеству заводов и по численности занятых лидирует штат Калифорния (21 % всех предприятий и более 29 % всех занятых в отрасли). Крупные заводы сосредоточены также в штатах Аризона и Алабама. Доля трех штатов - свыше 56 % всех занятых в отрасли.

Предприятия, выпускающие РКТ, расположены в 57 городах. Среди них по числу занятых выделяются Хантсвилл, Тусон, Денвер и Саннивейл (общее число составляет 38 %). По концентрации предприятий этой отрасли выделяются Тихоокеанское и Атлантическое побережья США, где расположено 19 и 10 предприятий соответственно.

Организационная структура РКП страны определяется военно-промышленной политикой государства, направленной на обеспечение лидирующего положения американских компаний на мировых рынках, в том числе в сфере разработки и производства ракетно-космической техники. Политика США в этой области реализуется в основном через министерство обороны, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства и Национальное управление по исследованию океана и атмосферы.

С начала 1990-х годов, в связи с сокращением военных заказов и усилением конкурентной борьбы на мировом рынке вооружения и военной техники (ВВТ), активизировался процесс реструктуризации военно-промышленного комплекса (ВПК) США. Масштабы и характер перестройки военной промышленности страны в целом и в ракетно-космической отрасли, в частности, оказали существенное влияние на современное состояние и перспективы развития РКП. Главным направлением структурной перестройки ракетно-космической промышленности стало повышение концентрации и монополизации военного производства за счет слияний и поглощений военно-промышленных компаний, в ходе которых получили развитие как процессы специализации на военном производстве, так и его диверсификация.

В настоящее время практически всю ракетно-космическую технику в США выпускают частные компании на собственных или арендуемых у государства предприятиях. В то же время в госсобственности и в эксплуатации государственных ведомств находятся крупные научно-исследовательские организации. Кроме того, утилизацию и ремонт РКТ проводят только государственные заводы.

По числу предприятий выделяются корпорации "Локхид-Мартин" (12 заводов), "Генкорп" (семь), "Эллайент тексистемз" (шесть), "Рейтеон" (пять) и "Боинг" (четыре). Всего у них 34 предприятия ракетно-космической промышленности, или 59 % их общего количества в частном секторе. По численности занятых явно лидирует корпорация "Локхид-Мартин" - свыше 23 тыс. человек или 31 % всех занятых в частном секторе отрасли. Далее следуют корпорации "Рейтеон" - около 15 тыс. (19 %) и "Боинг" - 10 тыс. человек (14 %). Доля трех корпораций составляет 64 %

Непосредственно на производстве продукции РКП специализируются корпорация "Орбитал", компании "Юнайтед лонч эллайенс" и "Спейс", которые занимаются производством ракет-носителей. Остальные корпорации являются более диверсифицированными, и на эту отрасль ориентирована только часть их подразделений. Так, доля занятых на предприятиях РКП в общей численности занятых в корпорации "Локхид-Мартин" составляет 20,3 %, "Рейтеон" - 23,3 %, "Боинг"-6,1 % По преобладающей продукции "Боинг" условно относится к авиационной промышленности, а корпорации "Локхид-Мартин" и "Рейтеон" - к радио-электронной.

В США продолжаются процессы укрупнения компаний за счет слияний и поглощений с последующей трансформацией в транснациональные корпорации в результате приобретения предприятий за рубежом. Одним из последних примеров является приобретение в 2012 году корпорацией "Ген-корп" подразделения "Пратт энд Уитни рокетдайн" у корпорации "Юнайтед текнолоджиз". После этого дочерняя компания "Аэроджет рокетдайн" корпорации "Генкорп" стала единственным в стране поставщиком ракетных двигательных установок всех типов.

В этих условиях целью более мелких компаний стало снижение стоимости собственной продукции и, соответственно, повышение ее конкуренто-спосособности. Так, особенностью предприятия компании "СпейсИкс" в г. Хоуторн (штат Калифорния) является то, что здесь осуществляется весь цикл производства РН "Фалкон". Кроме того, компания обладает большим количеством перспективных разработок.

Крупнейшее сборочное предприятие по производству ракетного оружия -производственный комплекс корпорации "Рейтеон" в г. Тусон (Аризона, 10,5 тыс. человек). К наиболее крупным относятся также заводы корпорации "Локхид-Мартин" в г. Саннивейл (Калифорния, 6 тыс.) и в г. Орландо (Флорида, 3,7 тыс. человек). Суммарно на трех предприятиях работают 20,2 тыс. человек (около 90 % всех занятых на сборочных предприятиях такого профиля).

Среди сборочных предприятий по производству космической техники выделяются пять заводов с численностью занятых от 2 до 7 тыс. человек. В общем на них работают 20,4 тыс. человек (78 %). Крупнейшими являются заводы корпораций "Локхид-Мартин" в г. Денвер (Колорадо, 7 тыс.) и "Боинг" в г. Эль-Сегундо (Калифорния, 5,5 тыс. человек).

Количество основных сборочных предприятий в течение длительного времени не менялось. Исключением является построенный в 2012 году новый сборочный завод корпорации "Рейтеон" (г. Хантсвилл, Алабама), занимающийся производством ЗУР и противоракет (ПР) "Стандарт-3" различных модификаций.

Многие сборочные предприятия выпускают несколько типов ракетного оружия или космической техники. Кроме того, некоторые из них заняты в производстве космических аппаратов гражданского назначения. Большинство сборочных предприятий РКП также занимаются модернизацией и испытаниями ракетно-космической техники, что позволяет более эффективно использовать имеющиеся производственные мощности.

Ракетно-космическая промышленность США обладает возможностями по разработке и производству всех типов ракетного оружия и космической техники и способна обеспечить их производство в количествах, удовлетворяющих потребности как национальных вооруженных сил, так и покупателей американского вооружения. Практически все образцы РО и КТ являются собственной разработкой США. Импорт образцов РКТ практически отсутствует.

Динамику общих объемов производства ракетного оружия определяют прежде всего поставки для национальных ВС, которые зависят от масштабов и хода реализации программ приобретения РО, финансируемых по бюджету Пентагона.

В 2015 году, оценочно, произведено: свыше 7 тыс. тактических ракет, почти 300 ЗУР большой и средней дальности, около 400 крылатых ракет. Кроме того, осуществлен пуск 20 РН различных классов.

В перспективе предполагается наращивание объемов выпуска ЗУР большой дальности и ПР, что обусловлено угрозой дальнейшего распространения баллистических ракет в развивающихся странах, в том числе с недружественными, по мнению руководства США, режимами.

По остальным типам ВВТ заметного изменения объемов производства не прогнозируется. Однако ВПК страны обладает значительными мобилизационными производственными мощностями, которые позволяют резко нарастить выпуск основных типов ВВТ.

К приоритетным программам производства ракетного оружия для ВС США относятся крылатые ракеты морского базирования "Тактический Томахок", различные ЗУР и ПР ("Патриот" ПАК-3, "Тхаад" "Стандарт-6" и "Стандарт-3" раз-. личных модификаций), тактические авиационные ракеты AMRAAM и "Сайдвиндер" класса "воздух - воздух", JASSM класса "воздух -поверхность" и другие.

Для большинства образцов ракетного оружия характерна также высокая экспортная ориентация производства. Так, на РО приходится 20 % всего стоимостного объема экспортных поставок ВВТ из США за период с 2010 по 2014 год (второе место после авиационной техники). Особенно велика доля производства на экспорт ЗУР (около 50 %). По ПТУР этот показатель составляет 30 %, по тактическим ракетам -20 %

Основными импортерами американского ракетного оружия за рассматриваемый период были Египет, закупивший, в частности, свыше 5,9 тыс. ПТУР BGM-71 "Тоу-2", и Саудовская Аравия, большую часть импорта которой составили 2,7 тыс. ПТУР BGM-71 "Тоу-2" и 2,6 тыс. ПТУР AGM-114 "Хеллфайр", а также ОАЭ, Пакистан и Кувейт.

Финансирование приобретения ракетно-космической техники для ВС США осуществляется за счет ассигнований МО по бюджетным статьям "Закупки ВВТ" и "НИОКР".

В 2014 году на закупки РКТ было выделено около 20 млрд долларов (из них 13 млрд - космическая техника, 7 млрд - ракетное оружие). Значительная часть ассигнований на закупки КТ проходит по секретным программам ВВС (оценочно, 10 млрд долларов).

Ассигнования на НИОКР по РКТ в 2014 году оцениваются в 13 млрд долларов (ракетное оружие - 6 млрд долларов, космическая техника - 7 млрд, включая более 3 млрд по секретным программам).

Самыми дорогостоящими в области РО являются программы приобретения авиационных ракет AMRAAM (24 млрд долларов), противоракет "Тхаад" (22 млрд) и ЗУР "Патриот" ПАК-3 (13 млрд), а в области космической техники - ракет-носителей по программе EELV (61,4 млрд), спутниковой системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе "Сбире" (свыше 18 млрд) и космической радионавигационной системы GPS.

По всем этим программам предусмотрены значительные объемы финансирования НИОКР, особенно по ПР "Тхаад" (17 млрд) и спутниковой системе "Сбире" (около 12 млрд).

Помимо утвержденных программ приобретения ведутся НИОКР по многим перспективным направлениям. В частности, в целях дальнейшего совершенствования корабельного ракетного оружия в США в последние годы проведена большая работа в области создания перспективных систем оружия с высокими скоростями полета (сверхзвуковые и гиперзвуковые ракеты).

Интерес, проявляемый к этому виду оружия, обусловлен перспективой получения, по сравнению с современными образцами вооружения, существенных боевых преимуществ, важнейшими из которых являются:
- малое подлетное время до цели, значительно снижающее время устаревания данных целеуказания и не позволяющее противнику принять меры эффективного противодействия (например, вывод из-под удара, задействование средств РЭБ, проведение мероприятий по маскировке и др.);
- сравнительно низкая уязвимость образцов гиперзвукового оружия, обусловленная минимальным временем пролета зон обнаружения, а также ограниченными возможностями их перехвата по скорости и высоте современными и перспективными средствами ПВО;
- высокая поражающая способность проникающих (бронебойных) боевых частей за счет значительной кинетической энергии;

Кроме того, исследования в области разработки новых образцов ракетно-космической техники направлены на создание зенитных управляемых ракет большой дальности и противоракет, ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов, системы космической оптико-электронной разведки "Си Ми" и других образцов РКТ.

Финансируются также НИОКР в сфере совершенствования ракетных двигателей и систем управления баллистических ракет, модернизации системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, а также других образцов и компонентов РКТ.

С реализацией этих и других программ связаны перспективы развития национальной РКП.

Таким образом, США обладают высокоразвитой ракетно-космической промышленностью, занимающейся разработкой, производством, ремонтом, модернизацией и утилизацией ракетного оружия и космической техники всех основных типов и классов. Для отрасли характерны довольно значительная численность занятых и большой стоимостной объем производства.

Наблюдается полная внутриотраслевая структура. Имеются все виды и типы предприятий. Для территориальной структуры отрасли характерна концентрация предприятий на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США.

Большинство производственных предприятий принадлежат частным компаниям или арендуются у государства. При этом последнее играет весьма важную роль в работе НИО, ремонтных предприятий и в сфере утилизации ВВТ. Отмечается высокая концентрация капитала и монополизация производства. Значительная часть предприятий является собственностью четырех корпораций.

Ведется крупномасштабное серийное производство многих основных образцов РКТ для национальных вооруженных сил. Значительных объемов достиг экспорт ракетного оружия.

Ракетно-космическая техника занимает важное место в общих объемах финансирования закупок и разработок ВВТ по бюджету МО США. В структуре ассигнований на приобретение РКТ лидируют министерство ВВС и Агентство ПРО. Значительная доля расходов связана с реализацией секретных программ.

Многие программы приобретения РКТ, особенно средств ПРО, относятся к числу наиболее дорогостоящих. Принят целый ряд новых программ закупки РКП, который определяет перспективы развития отрасли в целом.

Российская космонавтика, которая за последние 4-5 лет испытала ряд довольно болезненных инцидентов, а также наряду со всей остальной промышленностью была затронута общим негативным экономический фоном, тем не менее за прошедший 2015 год смогла во многом наверстать упущенные за прошлые годы позиции и стать одним из локомотивов в проектах по импортозамещению и созданию новых высокотехнологичных продуктов мирового уровня.

Об итогах, неудачах, подъемах и перспективах отечественного космоса предлагаем поговорить поподробнее. Особенно учитывая тот факт, что конкуренты России в освоении околоземного и межпланетного пространства также не дремлют. А значит, нашей ракетно-космической отрасли необходимо прилагать максимум усилий в вопросе модернизации предприятий, отработки госзаказа и ведения НИОКР по перспективным направлениям.

Начался год, следует отметить, на довольно негативной ноте – 16 мая 2015 года потерпел крушения носитель «Протон-М» с мексиканским спутником «MexSat-1» на борту. Уже потом, в августе, правительственная комиссия назовет причину: эксперты пришли к о том, что причина аварии ракеты-носителя заключалась в конструктивном недостатке вала ротора турбонасосного агрегата третьей ступени, который вышел из строя из-за повышенных вибрационных нагрузок.

Авария с мексиканским спутником явилась как бы завершающей в целой череде проблем с «Протонами», пик падений которых пришелся на 2013-2014 года. Наиболее резонансной аварией ракет-носителей «Протон-М» стало падение трех спутников орбитальной группировки «ГЛОНАСС» 2 июля 2013. Причиной катастрофы тогда послужила вопиющая халатность и безответственность при сборе ракеты, когда датчики угловых скоростей были установлены на заводе-изготовителе неправильно. Это привело к потере спутников и убыткам почти в 4,5 миллиарда рублей. А уже в мае 2014 года был потерян российский телекоммуникационный спутник «Экспресс АМ4Р» из-за отказа рулевых двигателей 3-й ступени.

Однако соответствующие выводы по итогам этих аварий были правительством и профильными ведомствами и в первую очередь Роскосмосом сделаны, и все последовавшие за крушением «MexSat-1» пуски (а всего их в дальнейшем было четыре) прошли в штатном режиме.

Также в уходящем году активно развивался и строился перспективный российской космодром «Восточный». Новый космодром строится рядом с поселком Углегорск в Приамурье. Рядом с Углегорском также строится целый город для работников космодрома и членов их семей, который будет назван в честь пионера мировой и отечественной космонавтики Константина Циолковского.

Первый запуск ракеты-носителя с космодрома был запланирован на 2015 год, а запуск пилотируемого космического корабля - на 2018 год. Однако в последствии эти сроки пришлось перенести.

Если же говорить о конкретных достижениях строителей, то, вопреки проблемам с подрядчиками (которыми теперь занимается Следственный комитет РФ) и срывом сроков первого пуска, сделано все равно было немало. Так, в нынешнем году было закончено возведение и монтаж важнейшего компонента наземной инфраструктуры космодрома - контрольно-измерительного комплекса. В состав измерительного комплекса «Восточного» унифицированный технологический модуль, комплекс антенн для приема и передачи телеметрии.

Помимо этого, на космодроме оборудовали систему для передачи данных наземного комплекса управления, морской измерительный комплекс и несколько командных пунктов по всей России. На «Восточном» уже в конце ноября был сдан «пусковой минимум», что позволит, по расчетам специалистов, осуществить первый запуск весной 2016 года.

На космодром также была доставлена ракета-носитель «Союз» и размещена в монтажно-испытательном комплексе, где она перезимует и будет готовиться для первого старта с дальневосточного космодрома.

Активно шла работа и по созданию социальной инфраструктуры для персонала космодрома, профильные ведомства продолжили возведение микрорайонов в городе Циолковском. Сейчас также прорабатывается вопрос с активизацией малоэтажного строительства для нужд сотрудников «Восточного». Как в Минстрое России, государство возьмет на себя обязательство по обеспечению социальных гарантий по привлечению высококвалифицированных специалистов для работы на космодроме. В том числе специалистов, которые готовы к переводу с комплекса «Байконур». Минстроем России будет прорабатываться возможность наделения этой категории граждан правом на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета путем предоставления им государственных жилищных сертификатов.

Довольно непросто складывались у России взаимоотношения с нашими зарубежными партнерами и в первую очередь с Соединенными Штатами. Мы и американцы, несмотря на существенные и, скажем честно, непреодолимые противоречия по всей повестке внешнеполитической проблематики, оставались надежными партнерами в космосе. Весь год продолжалось сотрудничество по линии МКС, осуществлялись запуски «Союзов» в том числе и с американскими астронавтами на борту.

Однако наиболее знаковой ситуацией, характеризующей взаимозависимость России и США в космической сфере, является, конечно же, эпопея с закупками американским консорциумом «United Launch Alliance», российских ракетных двигателей РД-180.

На фоне антироссийской истерии, Конгресс США принял решение о существенном ограничении закупок двигателей РД-180 в России – в этом году их планировалось приобрести всего 5 штук. Это поставило «United Launch Alliance» в крайне неудобное положение и даже вынудило отказаться от участия в тендере Пентагона на запуск военных спутников.

Стоит напомнить, что РД-180 производства НПО «Энергомаш» используется в качестве 1-й ступени американской ракеты тяжелого класса «Atlas 5», и без них американцы пока обойтись не могут. В итоге до 2019 года российские ракетостроители с «Энергомаша» поставят в США еще 20 двигателей РД-180.

Перевооружение флота и армии заключается не только в поставке в войска современной техники. В Российской Федерации постоянно создаются новые виды вооружений. Также решается их перспективное развитие. Рассмотрим далее новейшие военные разработки России в некоторых направлениях.

Стратегические межконтинентальной ракеты

Данный вид является немаловажным вооружением. Основой ракетного войска Российской Федерации являются жидкостные тяжелые МБР «Сотка» и «Воевода». Эксплуатационный срок им продлен втрое. В настоящее время для их замены разработали тяжелый комплекс «Сармат». Он представляет собой ракету стотонного класса, которая несет в головном элементе не меньше десяти разделяющихся боевых блоков. Главные характеристики «Сармата» уже назначены. Серийный выпуск запланировано начать на легендарном «Красмаше», на реконструкцию которого из бюджета Федерации выделено 7,5 миллиардов рублей. Уже создается перспективное боевое оснащение, в том числе блоки индивидуального разведения с перспективными средствами преодоления ПРО (ОКР «Неизбежность» - «Прорыв»).

Установка «Авангард»

Командующие РВСН в 2013 году провели экспериментальный пуск данной баллистической межконтинентальной ракеты среднего класса. Это был четвертый пуск с 2011 года. Три предыдущих запуска так же прошли успешно. В этом испытании ракета полетела с макетом боевой штатной части. Он заменил ранее используемый балласт. «Авангардом» является принципиально новейшая ракета, которая не считается продолжением семейства «Тополь». Командование РВСН рассчитало немаловажный факт. Он заключается в том, что «Тополь-М» могут поразить 1 или 2 противоракеты (к примеру, американского типа SM-3), а на один «Авангард» потребуется минимум 50. То есть эффективность прорыва ПРО значительно возросла.

В установке типа «Авангард» на смену уже привычной ракете с разделяющимся головным элементом персонального наведения пришла новейшая система, у которой имеется в наличии управляемый боевой блок (УББ). Это немаловажная инновация. Блоки в РГЧ ИН расположены в 1 или 2 яруса (точно так же, как и у установки «Воевода») вокруг двигателя ступеней разведения. Командой компьютера ступень начинает разворачиваться в сторону одной из целей. Затем небольшим импульсом двигателя осуществляется отправление освобожденного от креплений боевого блока в цель. Его полет осуществляется по баллистической кривой (как кинутый камень), не маневрируя при этом по высоте и курсу. В свою очередь управляемый блок, в отличие от указанного элемента, выглядит в виде самостоятельной ракеты с личной системой наведения и управления, двигателем и рулями, напоминающими конические «юбочки» в нижней части. Это эффективное устройство. Двигатель может позволить ему маневрирование в космосе, а в атмосфере - «юбочка». За счет этого управления боеголовка пролетает 16 000 км с 250-километровой высоты. В целом дальность действия «Авангарда» может быть больше 25 000 км.

Донные ракетные комплексы

Новейшие военные разработки России присутствуют и в этой сфере. Здесь тоже имеются инновационные внедрения. Еще летом 2013 года было осуществлено проведение испытаний в Белом море такого вооружения, как новая баллистическая ракета «Скиф», которая способна в ожидающем режиме на океанском или морском дне в нужный момент выстрелить и поразить наземный и морской объект. Она применяет толщу океана как оригинальную шахтную установку. Расположение данных систем на дне водной стихии обеспечит наличие необходимой неуязвимости оружию возмездия.

Новейшие военные разработки России - мобильные ракетные комплексы

В этом направлении было вложено немало труда. Минобороны России в 2013 году начало испытание новой гиперзвуковой ракеты. Скорость ее полета составляет примерно 6 тыс. км/ч. Известно, что на сегодняшний день в России исследуется по нескольким развивающимся направлениям гиперзвуковая техника. Наряду с этим Российская Федерация также производит боевые железнодорожные и морские ракетные комплексы. Это существенно модернизирует вооружение. В данном направлении активно проводятся опытно-конструкторские новейшие военные разработки России.

Также с успехом прошли так именуемые бросковые пробные запуски ракет «Х-35УЭ». Они были выпущены из установок, размещенных в контейнере грузового типа комплекса Club-K. Ракета противокорабельная «Х-35» различается полетом к цели и малозаметностью на высоте, не превышающей 15 метров, а на завершающем участке своей траектории — 4 метра. Наличие мощной боевой части и комбинированной системы самонаведения позволяет одной единицей данного вооружения полностью уничтожить военизированный корабль водоизмещением в 5 тыс. т. В первый раз макет данного ракетного комплекса был показан в Малайзии в 2009 г., в военно-техническом салоне.

Он сразу произвел фурор, так как из себя Club-K представляет типовые грузовые двадцати и сорокафутовые контейнеры. Данная военная техника России перевозится железнодорожным транспортом, на морских судах или трейлерами. В указанном контейнере осуществляют размещение командных пунктов и пусковых установок с многоцелевыми ракетами типа Х-35УЭ 3М-54Э и 3М-14Э. Они могут поразить как сухопутные, так и надводные цели. Каждый контейнеровоз, который перевозит Club-K, в принципе, является ракетоносцем с наличием сокрушительного залпа.

Это является немаловажным вооружением. Абсолютно любой эшелон с данными установками или конвой, в состав которого входят большегрузные автомобильные контейнеровозы, является мощными ракетным подразделением, которое способно появиться в любом неожидаемом месте. С успехом проведенные испытания доказали, что Club-K не является фикцией, это действительно боевая система. Данные новые разработки военной техники -подтвержденный факт. Так же готовятся подобные испытания с ракетами 3М-14Э и 3М-54Э. Между прочим, ракета 3М-54Э может полностью уничтожить авианосец.

Стратегический бомбардировщик новейшего поколения

В настоящее время компания «Туполев» разрабатывает и усовершенствует перспективный авиакомплекс (ПАК ДА). Он является российским стратегическим бомбардировщиком-ракетоносецем новейшего поколения. Данный самолет не является усовершенствованием ТУ-160, а будет инновационным аппаратом, который основан на последних решениях. В 2009 году между Министерством обороны РФ и компанией «Туполев» был заключен контракт на проведение НИОКР по основанию ПАК ДА сроком на три года. В 2012 году было сделано объявление, что аванпроект ПАК ДА уже окончен и подписан, а далее начинаются опытно-конструкторские новейшие военные разработки.

В 2013 году это было утверждено командованием ВВС РФ. ПАК ДА собой знаменит, как ядерные современные ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95МС.
Из нескольких вариантов остановились на дозвуковом самолете-невидимке, имеющего схему «летающее крыло». Данная военная техника России не способна преодолеть скорость звука из-за особенности конструкции и огромного размаха крыльев, но может быть незаметным для радаров.

Будущая противоракетная оборона

Продолжают вестись работы по созданию системы ПРО С-500. В данном новейшем поколении предполагают применять раздельное выполнение задач по обезвреживанию аэродинамических и баллистических ракет. С-500 отличается от С-400, рассчитанной на противовоздушную оборону, тем, что она создается как противоракетная система защиты.

Также она сможет вести борьбу с гиперзвуковыми средствами, активно развивающимися в США. Данные новые военные российские разработки являются немаловажными. С-500 является системой воздушно-космической обороны, которую хотят сконструировать в 2015 г. Она должна будет обезвреживать объекты, которые летят на высоте выше 185 км и на удалении более 3500 км от установки пуска. На данный момент уже окончен проект эскиза и в этом направлении ведутся перспективные военные разработки России. Основным предназначением этого комплекса будет поражение последних образцов оружия нападения воздушного типа, которое выпускается сегодня в мире. Предполагается, что данная система сможет выполнять задачи как в варианте стационарном, так и при выдвижении в зону боевых действий. которые Россия должна начать производить в 2016 г., будут оснащены корабельной версией противоракетной системы С-500.

Боевые лазеры

Имеется много интересного в этом направлении. Россия раньше Соединенных Штатов Америки начала военные разработки в данной сфере и имеет у себя в арсенале опытнейшие образцы высокоточных химических боевых лазеров. Первую такую установку российские разработчики испытали еще в 1972 г. Тогда уже при помощи отечественной мобильной «лазерной пушки» можно было с успехом поражать цель в воздухе. Так в 2013 г. Министерство Обороны России затребовало продолжить работы по созданию боевых лазеров, которые способны поражать спутники, самолеты и баллистические ракеты.
Это является немаловажным в современном вооружении. Новые военные разработки России в области лазеров ведет организация ПВО «Алмаз-Антей», Таганрогский авиационный научно-технический концерн им. Бериева и компания «Химпромавтоматика». Все это контролируется Министерством Обороны Российской Федерации. начал вновь модернизировать летающие лаборатории А-60 (на базе Ил-76), использующиеся для отработки новейших лазерных технологий. Они будут базироваться на аэродроме вблизи Таганрога.

Перспективы

В дальнейшем при успешном развитии в данной сфере Российская Федерация построит один из самых мощных лазеров в мире. Данное устройство в Сарове займет площадь равную двум футбольным полям, а в своей самой высокой точке достигнет размеров равных 10-этажного дома. Установку оснастят 192 лазерными каналами и огромной энергией лазерного импульса. У французского и американского аналога она равна 2-м мегаджоулям, а у России - приблизительно в 1.5-2 раза выше. Суперлазер будет способен создавать в веществе колоссальные температуры и плотности, которые такие же, как на Солнце. Данное устройство также будет в условиях лабораторий моделировать процессы, наблюдаемые вовремя испытания термоядерного оружия. Создание данного проекта будет оцениваться около 1,16 млрд евро.

Бронетехника

В этом плане новейшие военные разработки также не заставили себя ждать. В 2014 г. Министерство обороны России начнет закупку основных эффективных боевых танков, основанных на единой платформе тяжелой бронетехники «Армата». На основе успешной партии данных машин проведут подконтрольную войсковую эксплуатацию. Выпуск первого прототипа танка на базе платформы «Армата», в соответствии с действующим графиком, состоялся в 2013 г. Указанная военная техника России планируется поставляться в военные части с 2015 г. Разработку танка будет вести «Уралвагонзавод».

Еще одним проспектом российского ОПК является «Терминатор» («Объект - 199″»). Данная боевая машина будет предназначена для обезвреживания воздушных целей, живой силы, бронетехники, а также разнообразных укрытий и укреплений.

«Терминатор» способен создаваться на базе танка Т-90 и Т-72. Его штатное оснащение будет состоять из 2-х 30-миллиметровых пушек, ПТУР «Атака» с наличием лазерного наведения, пулемета Калашникова и 2-х гранатометов АГС-17. Эти новые разработки военной техники России являются значимыми. Возможности БМПТ разрешают осуществление огня значительной плотности по 4-м целям сразу.

Высокоточное оружие

ВВС Российской Федерации примут на вооружение ракеты для осуществления ударов по надводным и наземным целям с наведением по ГЛОНАСС. На полигоне в Ахтубинске ГЛИЦ имени Чкалова прошли испытания ракет С-25 и С-24, которые оснащены особыми комплектами с ГСН и накладками на рули управления. Это важное усовершенствование. Комплекты наведения ГЛОНАСС массово начали поступать на авиабазы в 2014 г., то есть российская вертолетная и фронтовая авиация полностью перешла на оружие высокой точности.

Ракеты неуправляемые (НУР) С-25 и С-24 останутся главным оружием бомбардировочной и штурмовой авиации РФ. Однако они бьют по площадям, а это является дорогим и неэффективным удовольствием. Головки самонаведения по ГЛОНАСС переведут С-25 и С-24 в оружие высокоточного класса, которое способно поражать небольшие цели с точностью до 1 метра.

Робототехника

Главные приоритеты в организации перспективных разновидностей военной техники и вооружения почти определены. Сделан упор на произведение наиболее роботизированных боевых систем, где человеку будет отведена безопасная операторская функция.

В данном направлении намечается комплекс программ:

  • Организация силовых доспехов, знакомых как экзоскелеты.
  • Работы по разработке подводных роботов самого разнообразного предназначения.
  • Проектирование серии беспилотных видов летательных аппаратов.
  • Планируется основать технологии по Они разрешат реализовать идеи Николая Теслы в промышленном масштабе.

Российские эксперты сравнительно недавно (2011-2012 год) осуществили создание робота SAR-400. Высотой он 163 см и выглядит как торс с двумя «руками-манипуляторами», оснащенными особыми сенсорами. Они позволяют оператору ощущать предмет, которого касаются.

SAR-400 способен выполнить несколько функций. Например, полететь в космос или провести дистанционную хирургическую операцию. А в военных условиях он вообще незаменим. Он может быть и разведчиком, и сапером, и ремонтником. По своим рабочим возможностям и ТТХ андроид SAR-400 превосходит (к примеру, по сжиманию кисти) зарубежных аналогов, и американских тоже.

Стрелковое оружие

Новейшие военные разработки России в настоящее время также активно ведутся в данном направлении. Это подтвержденный факт. Оружейники Ижевска начали разработку стрелкового автоматического вооружения новейшего поколения. Оно отличается от популярной во всем мире системы Калашникова. Подразумевается новая платформа, позволяющая конкурировать с аналогами последних моделей стрелкового оружия в мире. Это является немаловажным в данной сфере. В результате силовые ведомства могут быть обеспечены принципиально новейшими боевыми системами, которые соответствуют программе перевооружения армии России до 2020 г. Поэтому на данный момент ведутся существенные разработки в этом плане. Будущие стрелковые будут модульного типа. Это позволит упростить последующую модернизацию и производство. При этом чаще будет применяться схема, при которой магазин оружия и ударный механизм будут расположены в прикладе сзади спускового крючка. Для разработки новейших систем стрелкового оружия будут также применяться боеприпасы с инновационными баллистическими решениями. К примеру, повышенная кучность, значительная эффективная дальность, более мощная способность пробития. Перед оружейниками поставлена задача создания новой системы «с нуля», не основываясь на отживших принципах. Для достижения данной цели привлекаются новейшие технологии. В тоже время от работ по модернизации АК 200-й серии «Ижмаш» отрекаться не станет, так как поставками данного вида оружия уже заинтересованы спецслужбы России. В настоящее время проводятся дальнейшие военные разработки в данном направлении.

Итог

Все вышесказанное подчеркивает успешную модернизацию вооружения Российской Федерации. Главное - идти в ногу со временем и не останавливаться на достигнутом, осуществляя новейшие усовершенствования в данной области. На ряду с вышеизложенным существуют и секретные военные разработки России, однако их публикация ограничена.

Общая характеристика деятельности «Роскосмоса»

В настоящее время государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» объединяет более 90 организаций, 80% которых – это акционерные общества. В них работает около 250 тыс. человек.

В 2016 году отмечался год 55-летия полёта Юрия Гагарина, Год Гагарина. Этот год стал продолжением системной реформы ракетно-космической отрасли России, предприятий и организаций госкорпорации, которая стартовала осенью 2014 года. Основные направления изменений, проводимых в космической отрасли, – это повышение качества выпускаемой продукции, финансовое оздоровление предприятий и обновление производства.

В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную космическую программу (далее – ФКП) на 2016–2025 годы, что определило пути и направления космической деятельности России на ближайшее десятилетие. Сохранены все значимые программы – разработка и производство новых типов ракет-носителей и пилотируемого транспортного корабля «Федерация», международное сотрудничество, в том числе по МКС, разработка, производство и запуски космических аппаратов для прикладных и фундаментальных научных исследований.

В 2016 году продолжена работа по обеспечению развития космической деятельности и ракетно-космической отрасли России. Решались следующие задачи:

формирование и поддержание необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов;

внедрение отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;

совершенствование системы обеспечения данными дистанционного зондирования Земли (далее – ДЗЗ) из космоса с использованием российских космических аппаратов (далее – КА) ДЗЗ высокого пространственного разрешения;

продолжение реализации программ научно-прикладных исследований и экспериментов на Международной космической станции;

создание научно-технического и технологического заделов по перспективным образцам ракетно-космической техники;

модернизация и поддержание космодромов Плесецк и Байконур, строительство космодрома Восточный.

Реализуется комплекс организационных, научно-технических и производственно-технологических мероприятий, предусматривающих мероприятия по капитальным вложениям, включая инвестиционные проекты по модернизации производственных мощностей.

Только за последние два года введено в эксплуатацию более 40 объектов реконструкции и технического перевооружения, включающие в себя полностью обновленный парк технического оборудования. В среднесрочный период запланировано перевооружение еще более 160 объектов в рамках программы инновационного развития корпорации.

Действующие программы инновационного развития ведущих предприятий – производителей космической техники (ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева», АО «РКЦ «Прогресс», АО «НПО Энергомаш им.академика В.П.Глушко», АО «Информационные спутниковые системы» им.академика М.Ф.Решетнева», АО «Российские космические системы» и другие) направлены, в том числе и на кардинальное обновление технического парка производственных фондов.

Сформирован кадровый резерв ракетно-космической отрасли; разработаны критерии отбора и компетенций сотрудников, претендующих на руководящие должности. Всего в 2016 году было подано 1320 заявок от руководителей разного уровня организаций отрасли, и комиссия в итоге отберёт 200 человек, которые пройдут обучение в созданной и успешно действующей Корпоративной академии госкорпорации «Роскосмос». В 2016 году проведена первая отраслевая спартакиаду и первый корпоративный чемпионат «Молодые профессионалы “Роскосмоса”» по стандартам WorldSkills. Также разрабатываются, формируются и вводятся в действие новые стандарты и методики работы с сотрудниками, где один из важных моментов – мотивация к качественному труду.

Чистая прибыль предприятий отрасли в 2016 году составила 3,2 млрд рублей, что на 56% выше показателя 2015 года.

В 2016 году Роскосмос совместно с Московским планетарием проводила акцию «Вернём астрономию в школы». С Минобрнауки России достигнута договорённость о возвращении уроков астрономии в школы.

Ключевые показатели

Основное событие 2016 года – первый пуск с первого гражданского космодрома России Восточный 28 апреля 2016 года. Ракета-носитель (далее – РН) «Союз 2.1а» вывела на заданные орбиты два космических аппарата научного назначения и ДЗЗ – «Ломоносов» и «Аист-2Д».

В настоящее время госкорпорация «Роскосмос» приступает ко второй очереди строительства космодрома, прежде всего к созданию стартового комплекса для пуска новых, перспективных ракет-носителей «Ангара».

В 2016 году было осуществлено 19 пусков в интересах государственных и коммерческих заказчиков. По программе МКС госкорпорация «Роскосмос» выполнила 7 пусков с космодрома Байконур; также было осуществлено 5 коммерческих стартов: 2 – с космодрома Байконур, 1 – с космодрома Плесецк и 2 – из Гвианского космического центра.

Продолжает пользоваться спросом уникальная продукция флагманского двигателестроительного предприятия госкорпорации «Роскосмос» АО «НПО “Энергомаш”». Так, в октябре 2016 года состоялся успешный запуск американской ракеты-носителя Antares с российскими двигателями РД-181 производства этого предприятия.

Орбитальная группировка космических аппаратов социально-экономического, научного и двойного назначения по состоянию на конец 2016 года включала 84 КА, в том числе 27 КА – системы ГЛОНАСС и 8 КА ДЗЗ природоресурсного и гидрометеорологического назначения. Основные характеристики системы ГЛОНАСС (точность и доступность) стабильно поддерживались в течение всего года на конкурентоспособном уровне.

Развитие системы дистанционного зондирования Земли

В 2016 году сформирована космическая система дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в составе из трёх КА «Ресурс-П», с учётом этого было обеспечено предоставление данных ДЗЗ всем федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации. Начаты работы по коммерческому использованию данных ДЗЗ.

В рамках развития космической инфраструктуры развёрнут первый в России арктический центр приёма данных ДЗЗ в Мурманске. Начаты работы по развёртыванию аналогичного центра в Антарктиде на станции «Прогресс».

Разработка перспективных ракет-носителей

Для успешного продвижения России на международном космическом рынке пусковых услуг нашей стране необходимы перспективные ракеты-носители. Предприятия и конструкторские бюро госкорпорации «Роскосмос» разрабатывают проекты ракетного комплекса тяжёлого класса повышенной грузоподъёмности на базе РН «Ангара А5» и сверхтяжёлого класса по лунной программе (проработка его эскизного проекта началась в 2017 году). С казахстанскими партнёрами достигнута договорённость по созданию на космодроме Байконур комплекса «Байтерек» с использованием новой перспективной российской ракеты-носителя, разработка которой планируется в 2018 году.

Госкорпорация «Роскосмос» продолжает внедрять на всех предприятиях и в организациях ракетно-космической отрасли России системы контроля и повышения качества выпускаемой космической техники. Отрасль переходит на цифровое проектирование космической техники. Основная цель по качеству и надёжности – снижение уровня аварийности средств выведения к 2020 году не менее чем в 1,5 раза и увеличение сроков активного существования космических аппаратов на 25–30%.

Для повышения эффективности производства и роста конкурентоспособности производимой ракетно-космической техники госкорпорация «Роскосмос» разработала и утвердила стандарты производственной системы. Для начала внедрения стандартов новой производственной системы выбраны три флагманских предприятия госкорпорации: ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» (далее – Центр Хруничева), ПАО «РКК “Энергия”» и АО «НПО “Энергомаш”».

Международные проекты «Роскосмоса»

В рамках ранее заключённых межправительственных соглашений по мирному исследованию и использованию космического пространства госкорпорация «Роскосмос» в 2016 году сотрудничала со следующими странами: Германия, Франция, Италия, Испания, Швеция, Бельгия, Болгария, Венгрия, США, Бразилия, Аргентина, Куба, Никарагуа, Чили, Китай, Индия, Республика Корея, Индонезия, Вьетнам, Австралия, ЮАР, – а также со странами СНГ: Казахстаном, Белоруссией и Арменией.

В 2016 году госкорпорация «Роскосмос» осуществляла функцию лидирующего космического агентства в рамках Международной хартии по космосу и крупным катастрофам.

Также в 2016 году в рамках международного сотрудничества госкорпорация «Роскосмос» решала задачи организации, обеспечения взаимодействия и развития международного сотрудничества с зарубежными космическими агентствами, в том числе Европейским космическим агентством (далее – ESA) и Национальным агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства (далее – NASA), национальными координационными органами иностранных государств и международными организациями в области исследования и использования космического пространства.

В 2016 году с казахстанской стороной подписана Концепция дальнейшего сотрудничества на комплексе Байконур, совместная программа по развитию инфраструктуры туризма на Байконуре, «дорожная карта» по реализации проекта «Байтерек» на 2016–2025 годы, другие межправительственные и межведомственные соглашения.

В 2016 году госкорпорация «Роскосмос» провела подготовку к заключению межправительственных соглашений с Мексикой, Перу, Венесуэлой, Саудовской Аравией, Израилем, Малайзией, Монголией, Эквадором, Анголой и Алжиром.

В рамках международного сотрудничества по программе МКС госкорпорацией «Роскосмос» совместно с Германским аэрокосмическим центром (DLR) подписано дополнение к рамочному соглашению в части использования МКС для исследовательской и экспериментальной деятельности. Также продолжаются совместные космические эксперименты госкорпорации «Роскосмос», ESA, NASA и Японского агентства аэрокосмических исследований (далее – JAXA). Так, в рамках совместного с JAXA космического эксперимента «Кристаллизатор» получены результаты, позволяющие российским учёным проводить работы по созданию медицинского препарата для лечения онкологических заболеваний.

В 2016 году успешно завершился первый российско-американский годовой полёт. На МКС работали космонавт госкорпорации «Роскосмос» Михаил Корниенко и астронавт NASA Скотт Келли.

Один из резонансных международных научных проектов – проект «ЭкзоМарс», в котором Россия работает вместе с коллегами из Европейского космического агентства. В марте 2016 года с космодрома Байконур РН «Протон» осуществила успешный старт российско-европейской миссии «ЭкзоМарс-2016». Аппарат успешно достиг орбиты Марса и начал свою работу. На борту аппарата из четырёх приборов – два российских. Следующий этап миссии планируется к реализации в 2020 году.

Сотрудники ФГУП «ЦНИИмаш», научно-исследовательского института, входящего в госкорпорацию «Роскосмос», разработали актуальные сценарии полётов к Луне, сочетающие использование автоматических и пилотируемых космических аппаратов, обоснованы проектные облики и технические требования к перспективным пилотируемым космическим комплексам.

Госкорпорация «Роскосмос» активно развивает сотрудничество с зарубежными странами в области спутниковой навигации. Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» предусматривает создание сети мониторинга, включающей в себя станции функциональных дополнений системы ГЛОНАСС для глобального высокоточного определения навигационной информации в реальном времени для гражданских потребителей и для контроля и подтверждения характеристик системы ГЛОНАСС. Так, в 2016 году была размещена квантово-оптическая станция, предназначенная для траекторных измерений движения спутников ГЛОНАСС, начаты плановые испытания параметров станции. Размещённая в ЮАР система «Сажень-ТМ-БИС» стала вторым по счёту радио-лазерным комплексом зарубежного сегмента сети станций госкорпорации «Роскосмос», создаваемой в интересах системы ГЛОНАСС (первый комплекс такого типа был установлен и запущен в эксплуатацию 14 июля 2014 года в г. Бразилиа, Бразилия). Завершены подготовительные мероприятия по вводу в эксплуатацию станции сбора измерений системы ГЛОНАСС в Никарагуа, введение которой в строй запланировано в апреле 2017 года. Достигнута договорённость о размещении на территории Республики Армения унифицированной станции сбора измерений глобальных навигационных спутниковых систем.

В 2016 году госкорпорация «Роскосмос» начала разработку пятистороннего международного проекта по совместному использованию в интересах стран БРИКС орбитальных группировок спутников дистанционного зондирования Земли и соответствующей наземной инфраструктуры, а также по созданию механизма обмена данными ДЗЗ в сферах изучения изменения климата, защиты от чрезвычайных ситуаций и охраны окружающей среды. В настоящее время соответствующий проект пятистороннего соглашения проходит согласование с зарубежными партнёрами.


К первому поколению многоразовых космических систем относятся пять аппаратов типа Space Shuttle, несколько отечественных, серии БОР и «Буран». В них и мы, и американцы пытались сделать многоразовым сам космический корабль (последнюю ступень, непосредственно выводимую в космос). Цели были следующие: снижение стоимости выведения в космос полезной нагрузки, возвращение из космоса существенного объёма полезных грузов, сохранение сложных и дорогостоящих космических аппаратов для многократного использования, возможность частых запусков многоразовой ступени.
Но первое поколение многоразовых систем не смогло решить свои задачи с достаточной эффективностью. Удельная стоимость доступа в космос оказалась примерно в три раза выше по сравнению с одноразовыми ракетами. Возврат из космоса грузов радикально не увеличился. Ресурс многоразовых ступеней оказался существенно ниже расчётного, что не позволяло использовать их в плотном графике запусков. В результате сейчас и космонавты, и спутники доставляются на орбиту одноразовыми ракетными системами. Возвращать с орбиты дорогостоящие аппараты и оборудование вообще нечем. Только американцы для военных нужд сделали себе небольшой автоматический Х-37В с полезной нагрузкой меньше тонны. Всем понятно, что новые многоразовые системы должны качественно отличаться от первого поколения.

У нас работы ведутся сразу по нескольким многоразовым системам. Понятно, что наиболее перспективной будет так называемая аэрокосмическая система. То есть в идеале космический корабль должен взлетать с аэродрома как обычный самолёт, выходить на орбиту и возвращаться обратно, расходуя только топливо. Но это ― наиболее сложный проект, требующий многих предварительных исследований и технических решений. Этот вариант не сможет быть реализован быстро ни одной страной. Хотя у нас есть большой научно-технический задел по подобным проектам. Например, «аэрокосмический самолёт» Ту-2000 имел достаточно детальную проработку. Его реализации помешало отсутствие только некоторых сложных и критически важных компонентов. И, естественно, недостаток финансирования в 90-е годы.
Есть промежуточный вариант, когда система состоит из многоразовой разгонной ступени и многоразового же космического аппарата. Такие системы проектировались у нас ещё в советское время, например . Есть и более новые наработки. Однако и эта схема многоразовой космической системы требует достаточно длительного цикла исследовательских и конструкторских работ по многочисленным направлениям.
Программа МРКС-1 официально расшифровывается как «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа». Несмотря на «первый этап», система будет вполне функциональна. Просто в рамках большой общей программы создания новых космических систем она имеет наиболее близкие сроки реализации. Итак, что же собой представляет МРКС-1?
Система будет двухступенчатой. Она предназначена для выведения на околоземную орбиту любых космических аппаратов (автоматических, пилотируемых, транспортных) массой 25-35 тонн, причём как существующих, так и только создаваемых. Это больше, чем у «Протонов». Но принципиальное отличие от нынешних ракет-носителей не в этом. А в том, что МРКС-1 не будет одноразовой. Первая ступень (изображённая на снимке, опубликованном ЦАГИ) не будет падать на землю в виде обломков или сгорать в атмосфере. Разогнав вторую ступень (одноразовую) и полезную нагрузку, она совершит посадку, подобно коcмическим челнокам прошлого века. На сегодня это самый перспективный путь совершенствования космических транспортных систем.

При этом фактически это будет поэтапной модернизацией одноразовой ракеты-носителя «Ангара». Собственно, и родилась МРКС-1 как дальнейшее развитие проекта ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Там совместно с НПО «Молния» разрабатывался многоразовый ускоритель первой ступени ракеты-носителя «Ангара», названный «Байкал» (макет демонстрировался на МАКС-2001). Он использовал ту же автоматическую систему управления, которая позволила «Бурану» совершить полёт без экипажа. Она обеспечивает сопровождение полёта на всех этапах ― с момента старта до посадки на аэродром. Эта же система будет адаптирована и для МРКС-1.

В отличие от «Байкала» МРКС-1 будет иметь не складные плоскости (крылья), а установленные жёстко. Это уменьшит вероятность нештатных ситуаций при выходе на траекторию посадки. Однако испытанная недавно конструкция многоразового ускорителя будет ещё меняться. Начальник отдела аэротермодинамики высокоскоростных ЛА ЦАГИ Сергей Дроздов сообщил, что «неожиданностью стали высокие тепловые потоки на центроплане крыла — это, несомненно, повлечёт за собой изменение конструкции аппарата». В сентябре-октябре 2013 года модели МРКС-1 прошли испытания в гиперзвуковой (АДТ Т-116) и трансзвуковой (АДТ Т-128) аэродинамических трубах.
На втором этапе программы многоразовой сделают и вторую ступень, а масса полезной нагрузки должна возрасти до 60 тонн. Тем не менее создание многоразового ускорителя даже только первой ступени ― это настоящий прорыв в развитии космических транспортных систем. И что самое важное ― мы идём к этому прорыву, удерживая свой статус ведущей космической державы.
В настоящее время в Центральном аэрогидродинамическом институте им. проф. Н.Е. Жуковского завершен первый этап комплексных исследований многоразовых ракет-носителей (МРКН). Ранее пресс-центр ЦАГИ опубликовал изображение модели МРКС-1.

Её внешний облик напоминает многоразовые космические корабли, такие как наш «Буран» или американский Space Shuttle. Но внешнее сходство не должно обманывать. МКРС-1 ― это совсем другая система. В ней принципиально иная идеология, которая качественно отличается от предшествовавших проектов.
Исследовательский центр имени М.В. Келдыша приступил к созданию многоразового ракетного двигателя нового поколения для Роскосмоса. Согласно техническому заданию, двигатели будут использоваться для полетов перспективных ракет, в том числе в многоразовой ракетно-космической системы первого этапа МРКС-1 «Россиянка», которую разрабатывает Центр имени Хруничева. Агрегат должен быть готов к огневым испытаниям в составе ракеты-носителя к ноябрю 2015 года.

Читайте также: